Навигация: как не заблудиться в лесу

Навигация и радиосвязь
9 ОЦЕНОК
30 апреля 2022
939

Ты пошёл в рейд. В тебя попали. Ты один. Отдохнёшь на том свете. Но до того света ещё нужно дойти, хорошо если километр. Телефон некстати разрядился. И вот тут-то ты вспомнишь об этой статье.

В ней мы поговорим о том, как найти себя и как достигнуть своей цели. Звучит как реклама дорогого коуча. Но нет. Городской страйкболист, привыкший безвольно подчиняться роботам в лице яндекс.навигатора, должен иногда думать самостоятельно, уметь читать карту и обращаться с компасом, чтобы в случае чего не растеряться и не забывать про свою ориентацию (в пространстве). Так что на самом деле это статья для начинающих и познающих ориентирование на местности в срезе страйкбольных реалий. 

Компас и Азимут

«У меня есть волшебный компас, который укажет путь. Так зачем мне нужен ты?»

Компас должен быть, особенно на крупных незнакомых полигонах. Почему не телефон? Телефон можно разбить, затопить, разрядить, его надо постоянно доставать из подсумка и запускать нужное приложение. Компас условно-вечен, его можно надеть на палец и идти в красной зоне не теряя направления.

Какой компас купить? Моя рекомендация — жидкостный компас на палец неведущей (т.е. чаще всего левой) руки. Вот таким сам пользуюсь (во время переходов надеваю его на большой палец и могу сверять направление, не убирая руки с привода). Можно и такой проще/дешевле (обратите внимание, время установки стрелки уже порядка 7 секунд ожидания — цена дешевезны). А всякие компасы-брелки из набора мамкиного выживальщика можно сразу в утиль.

Компас нельзя хранить около крупных кусков металла и других магнитов (все вспоминайте строение электродвигателя в приводах!). Поэтому при использовании компас нужно обязательно отводить подальше от гирбокса на вытянутой руке.

На компасе есть красная (иногда — фосфорная-зеленая) стрелка, которая всегда показывает на магнитный север. (Тут всякие нюансы про магнитное склонение и истинный север, в реалиях страйкбола можно это проигнорировать)

На компасе есть буковки: S (South, юг), E (East, восток), N (North, север), W (West, запад). И циферки от 0 до 360 градусов по часовой стрелке от N — это Азимут. Т.е. «азимут 90» — это восток, а «азимут 225» — это юго-запад. 

Сразу же можно ввести понятие аварийного азимута — это направление которое гарантированно приведёт вас к какой-нибудь цивилизации (например, дороге или железной дороге). Если ты настолько удачлив, что заблудился, телефон сломали, а карту потеряли — следуй по аварийному азимуту и рано или поздно выйдешь к людям.

А ещё на компасе есть вращающаяся крышка с риской, но об этом — позже.

На некоторых компасах есть встроенная линейка, но об этом опять же — позже.

Карта

«He gave us the map, our quest had begun» (с) Alestorm

Карты бывают совершенно разными, есть обычные гугл-яндекс-openstreetmap, есть ориентировочные с высокой детализацией, есть военные, есть спутниковые, есть страйкбольные — каждые со своими особенностями.

Пример известного всем в Петербурге полигона Каннельярви в разных представлениях:

Я.Карты

Я.Спутник

OpenStreetMap

Карты для спортивного ориентирования

Карты от Privatka

Какие выводы можно сделать из этого примера:

  • Обычные я.карты в вашем телефоне в лесу — отстой.
  • По спутниковым снимкам вполне можно определить где дороги, озёра и даже научиться отличать болота от полянок.
  • OSM (OpenStreetMap) покажет вам тропинки, где не проедет буханка противника и уже пора учить условные обозначения.
  • Карты для ориентирования дополнительно дадут представление о рельефе и, если повезёт, мельчайшие нюансы местности. Но их надо уметь читать (про это — позже).
  • Карты от организаторов игры дополнительно имеют координатную сетку для коммуникации с товарищами по хобби и пояснения «где я». А ещё там явно указан размер квадрата и мы можем определять расстояния по таким картам. Не всегда эта карта более детальна, чем предыдущие варианты.

Где всё это брать? Ответ — https://nakarte.me/

К сложным играм на незнакомых полигонах будет полезно изучить мат.часть и поискать дополнительные материалы. 

Например, игра Большие маневры на полигоне Высоцкое. В Privatka явно есть свои картографы и на карте в SitRep даже есть некоторый рельеф:

Но вы только сравните детализацию этой карты с ориентировочной! Знание перепадов с точностью до ложбинок позволило нам совершить весьма дерзкий пролаз в тыл по метровому снегу и взять точку противника у него под носом без лишнего шума.

Намного бОльшая детализация рельефа

Посмотрим ещё на примеры страйкбольных карт разных организаторов, чтобы оценить их разнообразие и заметить общие черты: сетку координат, масштаб, обозначения, детализацию, улитку.

Карта может быть стилизована под сценарий

Иногда на больших полигонах штабы сторон вводят свои условные обозначения, например основных дорог. Это значительно упрощает коммуникацию по радиосвязи.

Есть и карты наложенные на спутник. Кто умеет отличать на вид болото от поля - тот молодец.

А вот пример карты со шведской игры. В Европе используется военный принцип обозначения координатной сетки.

Что общего есть на всех картах:

  1. Все карты ориентированы на север, т.е. север всегда наверху. Кроме разве что карты Ольгино, которой у меня нет, там карту выровнили по застройке домиков почему-то.
  2. На всех страйкбольных картах есть координатная сетка и как правило масштаб, что один квадрат — это например 100 метров.
  3. Указание улитки для более точного обозначения позиции внутри квадрата.

Условные обозначения

  • Жирные линии — дороги по которым проедет авто
  • Пунктирные линии — пешеходные тропинки, как правило на авто там не проехать
  • Темно зеленое — плотная зеленка
  • Всё синее — вода, озера, реки, ручьи
  • Синяя пунктирная заливка — болото
  • Где есть — линии вертикалей. Т.е. где горки, а где ямки. На спортивных картах у таких линий есть маленькие рисочки, они показывают в какую сторону рельеф убывает вниз, рисочки показывают как бы «куда потечет вода»
  • Кто хочет разобраться подробнее — вот:

Как понять, где я?

Теперь у нас есть компас, мы знаем что он показывает, у нас есть карта и мы даже знаем, как держать её не вверх ногами. Поздравляю, ты уже лучше некоторых новичков. Осталось разобраться «Где я?».

Первое, с чего стоит начать — это точечные ориентиры. Ими могут быть игровые точки, небольшие озёра, выступающие мысы, перекрестки дорог.

Осторожнее с перекрестками — их бывает очень много и не всегда понятно на каком именно мы находимся. Определить это относительно просто. Встаём на перекресток и с помощью компаса узнаём в какие стороны ведут дороги. Например, на юг, запад и восток. Значит, на карте мы находимся на перекрестке, выглядящем как буква «Т». 

Если подобных ориентиров нет, то можно привязаться к линейным ориентирам. Это любые продолжительные объекты: дороги, реки, берега, ЛЭП. Ищем таковые на карте и с помощью компаса определяем в какие стороны идёт дорога, на которую мы вышли. Ищем на карте элементы с похожими направлениями. А дальше можно искать изгибы/пересечения и т.п. Аналогично можно ориентироваться по изгибам береговой линии.

Наконец, самое сложное с непривчки — привязываться к рельефу. Это значит искать на местности холмики, ямки, ущелья; точки, в которых прямая дорога начинает набор высоты и так далее. 

Если ты не уверен — перепроверяй себя: делай гипотезу что ты должен увидеть спустя какое-то расстояние и если реальность совпадает с ожиданием — всё хорошо. Если же не совпадает, то возможно ты заблудился, ищи другие варианты где ты мог оказаться. 

Если ты заблудился и хотя бы примерно представляешь где ты находишься — выходи к линейным ориентирам. В идеале — их пересечениям (наподобие буквы V или Y) — так ты попадёшь в «клин» и не сможешь уйти дальше угла даже если немного промазал.

Если ты заблудился окончательно — аварийный азимут и связь с оргами и командой.

И - интерактив!

Вот в качестве упражнения для закрепления навыка — фото с одной из игр в прекрасной Карелии. У меня тогда оставалось 5% телефона, поэтому я не тратил заряд и шёл по бумажной карте на юг вдоль берега. Вопрос — где я?

Так, и куда идти?

«Таков путь»

Итак, теперь ты знаешь где находишься и даже видишь заветный мертвяк на карте. И как же туда попасть?

Прежде всего, надо научиться прокладывать маршрут. Лучше всего это делать по дорогам — так намного быстрее. Но не всегда (был случай, когда мы эксперимента ради дали крюк в 5км на RD чтобы не идти ещё раз пару километров по лесу напрямик и это было ошибкой). А ещё по дорогам гораздо проще ориентироваться — считай перекрестки да сверяйся с компасом что тот поворот направо — действительно на восток.

И - интерактив!

Для отработки этого навыка на диване потренируйся вот в этой игре: там надо включить галочку «compas» и нажать кнопку «Go» вверху экрана. Твоя цель — дойти от старта (треугольник) до финиша (кружочек). И нарабатывать память где в какую сторону поворачивать. Представь, что ты (да-да, конкретно ты!) ведёшь группу из мертвяка на точку интереса и всем очень не хочется постоянно останавливаться в круговую оборону, пока ты тыкаешься в навигатор.

«Запомни — на левой руке большой палец справа, а на правой руке большой палец — слева»

При прокладке маршрута в страйбольных реалиях учитывай также характер местности (идти по плотной зеленке сложнее, но можно скрытнее), рельефа (лучше не терять высоту) и наличие препятствий (иначе всем придётся пересекать брод или идти по-пояс в болоте, что приятно, но медленно). Не забывай и о красных зонах, на некоторых точки лучше идти более длинным но безопасным путём. Помни о том, как проходить перегибы местности (чтобы не светить всем телом на вершине холма)

Часто дорог нет, либо надо идти в анальные обходы, или нельзя палиться на дорогах. В таких случаях мы ходим по азимуту. 

Как ходить по азимуту?

Сначала надо определить вектор движения. Как мы знаем из школьных уроков математики, вектор характеризуется углом и длиной. Поэтому:

  1. Кладешь карту на землю
  2. Кладешь рядом компас
  3. Поворачиваешь карту так, чтобы север (верх) карты смотрел на север. Это называется «сориентировать карту».
  4. Кладешь линейку (отдельную или встроенную в твой компас) на прямую, соединяющую старт и финиш.
  5. На компасе есть вращяющаяся крышка с риской, поворачиваешь её так, чтобы она смотрела параллельно линейке в сторону финиша. Спортивные компаса сделаны прозначными, поэтому очень удобно класть компас прямо на твою текущую позицию и просто вращать риску в сторону следующей точки. То значение, которое будет на риске — и есть тот самый азимут. В реалиях страйкбола не нужна супер-большая точность, отклонение в несколько градусов не столь важно.
  6. Не отходя от кассы, измеряешь расстояние сколько надо будет пройти (если знаешь масштаб в сантиметрах или по квадратикам координатной сетки). Считаешь и запоминаешь сколько это метров.

Теперь ты знаешь что тебе надо идти например по азимуту 35 градусов 600 метров. Что теперь? 

Начинаешь движение и поддерживаешь направление:

  1. Оставляешь риску накомпасе выставленной на нужный азимут.
  2. Выставляешь компас перед собой (помни держать его подальше от гирбокса) так, чтобы ты смотрел через центр компаса и выставленную риску как через целик и мушку соответственно. 
  3. Вращаешься пока красная стрелка N компаса не совпадет со знаком N на шкале. Теперь ты смотришь лицом в сторону выбранного азимута.
  4. Запоминаешь перед собой какой-нибудь прияный (или же нет) глазу ориентир. Например, вон ту сосенку. Или вот те березки. Смело идёшь на них ни о чём не думая. 
  5. Дойдя до промежуточного ориентира, вновь сверяешься с компасом, находишь следующие красивые березки и так далее.
  6. Бесплатный совет: поскольку обычно высокая точность не нужна, то как правило для самого движения непродолжительное время вполне можно в качестве ориентира направления использовать солнце или луну. Просто идёшь чтобы солнце было например на 2 часа и всё.

Так, и сколько идти?

  1. А вот для этого мы и измеряли по карте сколько там сотен метров надо будет пройти.
  2. Хорошо бы до игры где тебе это пригодится, посчитать сколько шагов ты делаешь на 100 метров. Хоть на школьном стадионе, хоть с gps треккером в телефоне. Например, у меня примерно 120 шагов трусцой и порядка 160 шагов пешком в снаряженном виде.
  3. Считай шаги. Я это делаю так: считаю только пары, т.е. только каждый левый шаг. Каждый десяток шагов я загибаю палец на левой руке. Затем наоборот разгибаю. Получается, что каждые 200 шагов я полностью сгибаю и разгибаю все пальцы на одной руке. И если я собьюсь или забуду, то всегда смогу востановить значение. 
  4. Можно также считать время, но кто знает что случится по пути, может придётся залечь или что-то перелезать — не очень надежный источник.

В принципе, это всё. Эти навыки лучше отработать на практике и тренировках. Конкретно этот навык — не обязательно на страйкбольных тренировках. Есть календарь с кучей тематических мероприятий, где тебе орги разметят лес, дадут карту, а тебе надо только отдать деньги и приехать с компасом. После этого ты начнёшь чувствовать себя в лесу совсем как дома, где всё знакомо. 

Если же взять ориентир до ближайшего пивного магазина — верх твоих возможностей, то посмотри хотя бы этот плейлист, там всё более наглядно:

https://www.youtube.com/watch?v=WbOpLzG--cA&list=PLKfu56K3IXs3-BOQ-zCquguXE2eZgKXA-

Вместо заключения

Теперь ты (я надеюсь) не заблудишься в лесу, а значит сможешь ходить в ещё более анальные обходы, залезать в ещё более глубокие болота и именно про тебя будут говорить что ты знаешь короткую дорогу.

Как это потренировать лично и в команде? 

Попробуйте упражнение вида "один участник называет расстояние и азимут до некоторого объекта, второй участник ведёт группу по этим данным, повторяется до попадания в объект (как удары в гольфе)", далее участники меняются по цепочке.

Съездите на тренировки или соревнования по спортивному ориентированию и рогейну. Это весело.

Сделайте тренировку или съездите на игру где тот же рогейн, но можно стрелять в противников. Это весело вдвойне.

----------------

Статья создана на основе многолетнего опыта участия в мультиспортивных гонках и страйкбольных играх на полигонах 4*5 км, а также ежегодных тренировок по навигации в лесу в рамках команды. Комментарии, дополнения и обмен опытом - приветствуются.

Elch, Werfuchs. 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта