Введение.
В рамках данной статьи, без углубление в детали, рассмотрены три вида коммуникации - радиосвязь, жесты и голосовые команды в бою, а также система кодов, как основа для комплексного подхода к коммуникации. Я не ставлю целью дать какой-то универсальный набор жестов и кодов, только моё виденье данной темы (смайл).
Все три вида связи применимы в условиях подмосковного страйкбола, не являются конкурентами и могут быть увязаны в единую систему Понятие-Код-Жест. Проще всего объяснить эту систему на примере таблицы, где каждому Понятию может соответствовать Код или Жест (или то и другое сразу).
В качестве основы для кодов можно использовать «Фонетическую таблицу букв и цифр» для «тёмной» стороны и «таблицы позывных и кодовых слов» для «светлой» стороны (сходу не нашёл, но они точно есть, поверьте мне на слово ;-)). Они вполне отвечают требованиям для работы в эфире (помехоустойчивость, отсутствие созвучных слов и т.д.). Кроме этого столбик «Понятие», стоит формировать с таким расчётом, чтобы эти слова можно было использовать при общении с другими группами. В качестве основы для жестов можно использовать информацию из полевых наставлений моделируемой армии или обратится к интернету в поисках картинок.
Радиосвязь.
Коммуникация уровня штаб-команда, команда-команда и боец-боец.
Правила хорошего тона в эфире.
- Одна секунда: после нажатия на кнопку тангенты делайте пауза в одну секунду - в противном случае абонент не услышит начало вашей фразы.
- Две секунды: между передачами оставляйте пауза в две секунды, чтобы при необходимости кто-то мог вклиниться в радиообмен.
- Десять секунд: сообщения должны быть продолжительностью не более десяти секунд, для возможности отправить "молнию".
- Заранее: любое сообщение сначала строится в уме, затем выдаётся в эфир. Тренируйтесь, чтобы не допустить блеяния и мычания в канале.
Протокол радиообмена
Итак у нас есть рация, к рации подключена тангента, и вся эта конструкция работает не только дома у мастера, а даже на тренировке. Далее, выходим на полигон и хотим что-то передать. С чего начать? Начнём с протокола!
Протокол — это не бумажка с подписями всех потерпевших, а структура сообщения, которой следует придерживаться. Он позволит быть не просто тактикульными, но и перенести на уровень рефлексов часть работы мозга, связанную с составлением сообщения. Грубо говоря, у вас появляется лишние несколько секунд чтобы осмыслить происходящее вокруг и выдать в эфир только суть происходящего. В качестве примера приведу следующий диалог с пояснениями:
Вызов абонента. «Позывной абонента»_«Свой позывной».
Абонент Штаб первый раз вызывает группу Разведка (слово «ответь» можно пропустить).
--Разведка (ответь) Штабу, Разведка Штабу
Ответ на вызов. «Свой позывной» _«в канале».
Группа «Разведка» нашлась и ответила Штабу
--Разведка в канале.
Адресное сообщение. «Свой позывной»_«Позывной абонента»_«тело сообщения».
Штаб передает сообщение группе Разведка, желая выяснить что у них происходит.
--Штаб Разведке, статус?
После установки связи, для экономии времени позывные можно опускать. В условиях нашего хобби это вполне допустимо.
Повторение. Ключевые детали в сообщении следует повторять дважды.
Разведка сообщает об обстановке, дублируя часть ключевой информации.
--Разведка Штабу, на позиции. Наблюдаем восемь противников, в шестидесяти метрах на север от Точки, Заслон минус. Повторяю, восемь противников, шестьдесят метров на север от Точки, Заслон минус, приём.
Квитанция. Ключевые детали сообщения абонент повторяет, подтверждая правильность приёма.
--Принято, противник, шестьдесят на север. Отбой
Выглядит громоздко. Но если посмотреть на весь диалог без пояснений, то будет компактно.
--Разведка Штабу, Разведка Штабу
--Разведка в канале
--Штаб Разведке, статус
--Разведка Штабу, на позиции. Наблюдаем восемь противников, в шестидесяти метрах на север от Точки, Заслон минус. Повторяю, восемь противников, шестьдесят метров на север от Точки, Заслон минус, приём
- Принято, противник, шестьдесят на север, Заслон минус. Отбой
Подчеркну несколько моментов. В данном диалоге используется ограниченный запас слов. Простые предложения. Интонации не важны. Имеется избыточность, дублирование информации. Сообщение может быть ещё компактнее, если используются коды.
Коды в радиообмене.
Преобразуем с помощью кодов следующий диалог:
--Разведка Штабу, на позиции. Наблюдаем восемь противников, в шестидесяти метрах на север от Точки, Заслон минус. Повторяю, восемь противников, шестьдесят метров на север от Точки, Заслон минус, приём.
--Принято, противник, шестьдесят на север, Заслон минус. Отбой.
Обозначим что, «Зулу» - позывной развед.группы, «Вальс» - код для любого противника, штаб это «Папа», «Сиерра» - север и т.д. (а теперь соберем синхрофазотрон), тогда диалог будет звучать примерно так:
--Зулу Папа реди. Вальс Октейт Тэн Соксис Сиерра от Точки, Кило даун. Повторяю, Вальс Октейт Тэн Соксис Сиерра от Точки, Кило даун Овер»
--Принято, Вальс Октейт Сиерра, Кило даун. Аут
Кодированная фраза стала компактной, информативной и уж точно противнику стало труднее разобрать суть сообщения (+10 к антуражу).
Разумеется не нужно изобретать эльфийский язык, достаточно 30-50 наиболее часто употребимых терминов. Например: свой, чужой, действуй, жди, база, штаб, цифры, стороны света, статусы (готов, не готов, убит, ранен). Коды могут быть калькой с оригинальных кодов моделируемое подразделение или базироваться на английских, французских, итальянских и т.д. языках.
Структура «тела сообщения». «Подлежащее_свойство»_«Сказуемое_свойство»
После позывных, сперва идет подлежащее (противник, союзник), затем сказуемое (дистанция, направление) или числительное (численность, метры).
Вальс Октейт Тэн Соксис Сиерра = Противник восемь, [дистанция] шестьдесят, север
Что нужно тренировать.
- Заучивать коды. При регулярном использовании они запоминаются довольно быстро. Чтобы запоминать стало проще, можно разделить таблицу на несколько частей.
- Тренироваться в составлении сообщений. Чем меньше воды - тем лучше.
Жесты.
Это связь уровня бойцов в звене (двойке, тройке, фаертиме) во время боя. Также внутрикомандная коммуникация при передвижении группы вне боя.
Язык жестов имеет широкие возможности к развитию внутри команды. Со временем у жестов могут появится интонации и эмоциональный окрас. Например, жест «вниз/укрыться» выполненный резко, порывисто воспримется как «срочно укрыться», и будет выполнен максимально быстро. А тот же жест, выполненный мягко и плавно, группа будет поймёт как «укрыться тихо». Чем дальше больше, тем появится нюансов исполнения и семантики. Тем не менее основной набор жестов (стоп/замри, там/туда, вижу, слышу) остается универсальным и интуитивно понимаемым большинством команд.
Аспекты применения
- При движении в группе раз в 3-6 секунд смотрите в сторону впереди идущих.
- При движении в группе жест демонстрируется не менее секунды.
- При движении в группе необходимо дублировать жесты от головы к хвосту группы.
Часть жестов выполняется рукой целиком или предплечьем. Такие жесты хорошо видны издалека (более 30 метров), в лесу, в сумерках и даже ночью. Следовательно на такие можно повесить базовые понятия («Стоп», «Вперед», «Там» и т.д)
Другая часть выполняется кистью рук или пальцами. Их хорошо видно с близкого (до 30 метров) расстояния, в сумерках плохо, в темноте вообще не видны. Соответственно на них вешаем вспомогательные термины (числительные, «Вижу», «Слышу»)
Протокол.
Тут ситуация повторяется, как с радиообменом с кодами. Вначале всегда ставим подлежащее (противник, цель, база), затем сказуемое (дистанция, направление) и числительное (число объектов, дистанция) и придерживаемся общего принципа - ставить важное в начало.
«Ты» и «Ты» «туда» «дистанция» «30»
«Противник» «вижу» «направление» «там» «дистанция» «60»
«Штаб» «сообщение» «противник» «там» «дистанция» «100». В этом примере штаб что-то пережал радисту, а тот быстро соотнеся координаты переданные штабом со своей позицией оповестил остальную группу.
Что нужно тренировать
- Чёткость демонстрации жеста. Жест не должен быть размазанным или не уверенным.
- Отрабатывать протокол, т.е. чёткую последовательность воспроизведения.
Голосовые команды, коммуникация в бою.
Это общекомандный уровень связи, используемый преимущественно командиром команды и ведущими звеньев (двоек, троек, фаертимов) внутри одной команды. Этот вид коммуникации стоит немного в стороне от радиообмена и жестов, но дополняет их в момент подготовки, ведения и окончания боя, т.е. когда важна лаконичность, информативность и точность. Здесь хорошо помогут коды из раздела выше, они уже выучены. Из радиообмена возьмём лаконичность.
Использование
При активной фазе боя целеуказание для команды важнее индивидуальной скрытности, поэтому если видим противника, орём в голосину что бы вся команда радовалась вашей наблюдательности. Поэтому вспоминаем коды из радиообмена. И вот уже невнятный возглас «противник справа!!» превращается в грозное и хлёсткое «Вальс-на-три!». Остается дополнить существующий набор несколькими ходовыми терминами (прикрой, перезарядка, под огнём, названия манёвров), чтобы получилась система коммуникации в бою.
Протокол коммуникации в бою
И снова есть протокол. Тут он проще и короче чем при радиообмене (но мы душные, всё равно его обговорим, чтобы не возникало пробелов) и строится по формуле:
«Позывной абонента» _ «Тело сообщения» и «Принял» от абонента.
Пример. Командиру необходимо отправить двух бойцов во фланг противника.
--Боец, бери напарника и обходите противника справа, потом атакуйте
--Принято, обход, атака
Если в команде используются позывные для звеньев (двоек, троек, фаертимов), а манёвры имеют названия, то сообщение становится короче и однозначнее. Например, позывной подгруппы «Тройка», а маневр с обходом противника во фланг называется «Флеш», то посреди боя противник услышит следующее:
--Тройка, Флеш на-три!
--Принято, Флеш на-три!
Что нужно тренировать.
- Громкость! Вас должны слышать не только тараканы в вашей голове, но ещё сокомандники справа и слева. Если вас услышит противник – это отлично, он будет деморализован вашей сплоченностью.
- Подтверждай!. Услышал приказ – громко подтверди условной фразой «Принято!». Услышал от сокомандника что «Вальс на-три» - громко и чётко отрапортуй «Вальс на-три, взял!». Приказ, отданный командиром или информация сообщенная сокомандником, не должна кануть в пучине боя.
- Общение. Не бойтесь запрашивать и сообщать свой статус: «Перезарядка», «Ранен», «Под огнём», «Держу», «прикрываю», «противник смещается» и т.д. Ведь если твой сокомандник молчит, то вполне вероятно он ушёл в мертвяк, а с его позиции к тебе подбирается противник.
- Дублирование. Если фронт широкий, либо вокруг шумно, то информация озвученная на правом фланге, на левом может быть не услышана.
Резюме.
В команде, в результате постоянного использования Кодов, Жестов и протокола радиосвязи получился синергетический эффект. Можно получить часть приказа в устной форме, с жестовым уточнением куда и каким маневром следует двигаться (смайл). Коды позволяли передавать ключевую информацию из штаба для сокомандников в поле, не заботясь о том слушают или нет нашу частоту. Система жестов отлично показала себя в момент когда эфир забит или нужна полная тишина. Также она хорошо работает на играх с ролевыми элементами, позволяя всей команде быть в курсе истинных замыслов командира при “переговорах”, незаметно для другой стороны. При внезапной встрече с противником, ещё до познания, голова колонны жестом показывала что это противник, одновременно голосом сообщая всем окружающим что это "СВОИ", противник расслаблялся, а мы нет, с понятным результатом (ехидный смайл). При системном подходе к тренировкам и регулярном использовании на играх, может стать отличным дополнением к образу команды.
Это обзорная статья о возможностях, но никак не учебное наставление для команды. Дерзайте, придумывайте составляйте и используйте.